Ангола
Боевые действия с ноября 1975 по ноябрь 1992 года


Вооруженная национально-освободительная война ангольцев против португальских колонизаторов началась в марте 1961 года. Войну вели несколько организаций, в том числе Народное движение за освобождение Анголы (МПЛА). Его поддерживал СССР.

В январе 1975 года в Португалии было подписано соглашение о признании независимости Анголы. Однако военные действия на территории страны не закончились. Сразу же после провозглашения независимости между представителями различных повстанческих группировок начались серьезные столкновения, переросшие со временем в полноценную гражданскую войну.

В этой ситуации председатель МПЛА Агостиньо Нето обратился за помощью к СССР. По просьбе правительства Анголы 16 ноября 1975 года в Луанду прибыла первая группа советских военных специалистов, насчитывавшая около 40 человек. А к концу года число советских военнослужащих увеличилось до 200.

За время активных боевых действий с ноября 1975 по ноябрь 1992 года, по данным Союза ветеранов Анголы, в стране побывали около 100 тысяч советских и российских военных специалистов. В ходе боевых действий погибли и умерли 45 офицеров, 5 прапорщиков, двое солдат-срочников и 6 служащих – всего 58 человек. Впрочем, эти цифры не окончательные, работа по выяснению точного количества погибших и умерших, а также их имен продолжается.

Подробнее о событиях в Анголе см. на сайте: http://www.veteranangola.ru/

Воспоминания непосредственных участников и очевидцев гражданской войны в Анголе
В настоящем сборнике мемуаров приведены воспоминания полковника ГРУ в отставке Бориса Гавриловича Путилина о службе в Конго (Браззавиль) в 1975 г. и о службе в Анголе в 1975–1976 гг., полковника в отставке Владимира Анатольевича Варганова о службе в Анголе в 1976–1978 гг., генерал-майора Анатолия Николаевича Буренко о подготовке бойцов Африканского союза народа Зимбабве (ЗАПУ) в Анголе в 1977–1978 гг., капитана первого ранга в отставке Вячеслава Федоровича Ширяева о подготовке бойцов Африканского национального конгресса (АНК) на территории Анголы в 1979–1983 гг., полковника запаса Владимира Васильевича Костраченкова о службе в Анголе в качестве военного переводчика в 1976 и 1981 гг., подполковника запаса Данияля Ибрагимовича Гукова о службе в Анголе в 1983–1985 гг., подполковника запаса Анатолия Александровича Шкляренко о службе в Анголе в 1983–1986 гг., военного переводчика, старшего лейтенанта запаса Вячеслава Анатольевича Барабули о службе в Анголе в 1986–1988 гг., гражданского врача Людмилы Семеновны Адохиной о работе в Анголе в 1988–1989 гг., военного переводчика, капитана второго ранга Михаила Геннадьевича Маргелова о службе в Анголе в 1988–1990 гг. и гражданского российского летчика Андрея Александровича Романенко о работе на грузовых реактивных и турбовинтовых самолетах в Заире (Демократической Республике Конго) и Анголе в 1996–1997 и 2000–2002 годах.

Публикуемые в сборнике сведения о 27-летней гражданской войне в Анголе (1975–2002 гг.) малоизвестны не только широкой общественности, но и профессиональным военным историкам.

Данная книга является расширенным, исправленным, дополненным и переработанным изданием книги «ВОСПОМИНАНИЯ УЧАСТНИКОВ И ОЧЕВИДЦЕВ ВОЙНЫ В АНГОЛЕ 1975–2002 гг.», вышедшей в 2008 г. в издательстве «Memories».

Устная история забытых войн. М.: «Memories», 2009. – 328 с. с илл.
http://nozdr.ru/militera/memo/0/pdf/russian/sb_angola1.pdf
«Черный петух» Анголы
В пятницу 22 февраля 2002 года, в то время, когда одни внимательно следили за драматическими событиями на Белой Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, а другие готовились к очередному уикенду, в Анголе, попав в засаду, был убит Жонас Савимби, лидер Национального союза за полную независимость Анголы (УНИТА) - организации, которая на протяжении более четверти века - с ноября 1975 года - находилась в оппозиции законному правительству Анголы и вела - почти без перерыва - вооруженную борьбу за власть в стране.

Гражданская война в Анголе - один из старейших вооруженных конфликтов на Африканском континенте. Теперь с ней навсегда будет ассоциироваться имя доктора Ж.Савимби. После его гибели появилась надежда на развязывание "ангольского узла".

Эмблема УНИТА - черный петух на фоне восходящего солнца - должна символизировать возрождение Африки, а с ней и Анголы. С черным петухом, "галу негру", возвещающим восход новой жизни в Анголе, Жонаса Малейру Савимби нередко сравнивали его сторонники.

Подробнее: http://www.veteranangola.ru/main/nauka/savimbi
"Секретная Африка. Выжить в ангольской саванне"
Фильм Алексея Поборцева: https://www.ntv.ru/video/1704796/
Две войны. Фильм Алексея Поборцева
Гибель советского самолета в Анголе
Боевая потеря Ан-12БП в Анголе. Дата: 25.11.1985. Тип самолета: Ан-12БП. Место происшествия: 43 км восточнее г. Менонге - столицы провинции Квандо Кубанго (Ангола). Командир экипажа - Лукьянов Сергей Васильевич.

25 ноября 1985 г. самолет Ан-12бп, бортовой номер № 11747 369-го полка ВТА ВВС СССР (пункт постоянного базирования — Джанкой) выполнял полет по маршруту Квито Кванавале (советские ветераны этой войны используют другую транскрипцию – Куито-Куанавале) — Луанда через Менонге. Экипаж выполнял перевозку группы советских военных советников и ангольских военнослужащих и 2 неисправных танковых двигателя. Экипаж выполнил обычный взлет и набор высоты по прямой, а не по спирали, и летел над занятой противником территорией. Таким образом, самолет вышел из охраняемой зоны на высоте ниже 5 000 м.

После взлета в Куито-Куанавале в 11:20 горизонтальный (крейсерский) полет проходил над контролируемой войсками УНИТА территорией. При подлете к аэропорту г. Менонге самолет был сбит ракетой из трофейного ЗРК Стрела-1 (на шасси БРДМ-2) одной из диверсионных мобильных групп спецназа ВС ЮАР (Recces), организовавшей засаду с целью уничтожения воздушных судов правительственных сил. Командиром одной из таких групп являлся капитан южноафриканского спецназа Андре «Дидис» Дидерикс. Именно он 25 ноября 1985 года отдал приказ о пуске ракеты ЗРК по советскому самолету Ан-12 с бортовым номером 11747. Тогда погибли 8 членов экипажа и 13 пассажиров, среди которых были и советские 4 военных советника, и 9 ангольских военнослужащих, летевших в Луанду по служебным делам. Этой операции южноафриканское командование присвоило кодовое название «Цербер». Но это была не первая жертва команды Дидерикса в Анголе. Ракета попала в двигатель № 4. «Горит, четвертый» — доложили командиру. «Четвертый выключил». «Третий горит, горит третий!…» «Третий выключил… Спокойно, ребята, держитесь. Идем на Менонге», — капитан Сергей Лукьянов принял решение дотянуть до аэродрома и идти на вынужденную посадку. Однако спустя 47 секунд после поражения самолета ракетой у него разрушилось крыло, он потерял управление, начал вертеться как «осиновый лист» и вскоре столкнулся с землей. Самолет упал в лесу в одной из центральных провинций в контролируемом повстанцами районе в 43 км от Менонге, Ангола. В 12:20 из округа на аэродром вылета по рации передали, что самолет не прибыл по назначению (в Менонге).

Самолет Ан-12 входил в авиаотряд Главного военного советника, а в Анголу был переведен из 369 втап (Джанкой). Это формирование являлось своеобразным подарком министру обороны Анголы от министра обороны СССР. Хотя самолеты подчинялись советскому ГВС, они в 80-х годах ХХ века являлись главной ударной силой транспортной авиации Народной Республики Ангола. Вплоть до конца 80-х годов ХХ века в Анголе в составе авиаотряда ГВС находилось до восьми транспортных Ан-12 и до шести Ил-76, которые обеспечивали перевозки грузов и личного состава в интересах советских военных специалистов, войск ФАПЛА и кубинцев. И хотя, «Антоновы» и «Ильюшины» входили в состав советской военно-транспортной авиации, но летали в Анголе под флагом «Аэрофлота».

Погиб 21 человек (экипаж - 8, пассажиры - 13, из них 4 советских советника и 9 ангольских военнослужащих ФАПЛА).

Экипаж - 8 человек (награждены орденами «Красная Звезда» (посмертно):
1. командир экипажа - капитан Лукьянов Сергей Васильевич (15.04.1956 в г. Слоним Гродненской области БССР, выпускник БВВАУЛ 1977 года);
2. помощник командира экипажа - старший лейтенант Никитин Алексей Николаевич, 06.05.1956; выпускник БВВАУЛ 1977 года, участник боевых действий на территории других государств - Вьетнам, Эфиопия, Йемен, Ангола);
3. штурман - капитан Журкин Владимир Борисович (17.03.1954 в г. Дудинке, Красноярский край, выпускник 9 роты ВВВАУШ 1975 года. Был в командировках в Анголе ( 1984 г.), Монголии ( 1984 г.), Афганистане ( 1985 г., награжден медалью «За боевые заслуги»).
4. борттехник - старший лейтенант Осадчук Виктор Викторович (14.05.1956, г. Джанкой);
5. ВР - прапорщик Гришенков Сергей Николаевич (08.11.1961, г. Джанкой);
6. Бортпереводчик - прапорщик Шибанов Владимир Алексеевич (09.04.1959).

Похоронены (6 чел. из 8 чел. экипажа) в мемориальной братской могиле в г. Джанкой (Республика Крым).

7. БортАДО лейтенант Пшенюк Виталий Александрович ( 1960 г.р., похоронен на родине в пгт. Сенкевичевка Гороховского района Волынской области, Украина, т.к. его родители не смогли приехать в Джанкой. На службу Виталий пришел с «гражданки». На школе, в которой он учился, установлена мемориальная доска).
8. Бортпереводчик-стажер курсант Шолмов Сергей Николаевич (19.03.1963, выпускник МсКИ МО СССР, похоронен на родине в г. Ульяновск. Его имя носит улица и школа-музей № 13 в микрорайоне «Свияга» Засвияжского района г. Ульяновска, в 2012 году открыт музей имени С.Н. Шолмова.).

Четверо погибших военных советников:
1.полковник Кандидатов Евгений Ефимович (род. 23.03.1938 в г. Саратов, советник заместителя командующего 6 военного округа по технике и вооружению. До Анголы проходил службу в должности преподавателя кафедры ремонта и эвакуации Ленинградского высшего военного общевойскового училища, похоронен в пос. Стрельна, г. Санкт-Петербург);
2.подполковник Мартынов Александр Петрович ( 1950 г.р., подполковник, советник командира батальона 25-й пехотной бригады ФАПЛА, похоронен на центральном кладбище г. Ульяновска);
3.подполковник Жерносек Михаил Михайлович (29.10.1953 в д. Подымхи Лепельского района Витебской области, БССР, советник начальника тыла 16-й пехотной бригады ФАПЛ, похоронен в д. Большой Полсвиж, Беларусь);
4.подполковник Перевёртов Анатолий Петрович (7.01.1938 в пос. Пришиб Джалилабадского района, Азербайджанской ССР, советник начальника тыла 8-й пехотной бригады ФАПЛА, похоронен в г. Майкоп, Республика Адыгея).

***

27 ноября при попытке добраться до места падения самолета Ан-12 и авиационной поддержке кубинской колонны, выдвигавшейся в район падения сбитого самолета Ан-12 и атакованной повстанцами УНИТА, был сбит ПЗРК «Стингер» один из пары ведущий вертолет Ми-17 с советским экипажем на борту. Вертолет взорвался в воздухе. Экипаж вертолета - трое советских офицеров и два ангольских военнослужащих погибли.

Экипаж вертолета:
1.майор Кутонов Дмитрий Федорович — командир экипажа, летчик-инструктор. 25.03.1953 в д. Весёловка Фёдоровского района БАССР. Окончил Саратовское высшее авиационное училище лётчиков в 1973 г. После окончания остался в училище на должности лётчика-инструктора. В 1983 г. заочно окончил Сызранское ВВАУЛ и получил диплом лётчика-инженера. Награждён орденом «Красная Звезда» (посмертно). Похоронен в Уфе, Республика Башкорстан.
2.капитан Неверов Юрий Владимирович — летчик-штурман-инструктор. 6.05.1960. Окончил Саратовское ВВАУЛ.
3.старший лейтенант Дегтярь Александр Владимирович — бортовой техник-инструктор. 24.03.1959 в г. Харьков. Окончил Харьковское ВАТКУ. Похоронен в Харьковской области, Украина.

Похоронены на родине.
Вместе с ними погибли два ангольских солдата.